Деловая сеть Киров
Компании:11 310
Товары и услуги:4 984
Статьи и публикации:392
Тендеры и вакансии:95

Есть защита и духовных границ государства
Информация может быть не достоверна

Есть защита и духовных границ государства
06.10.2011
Муфтий Вятский - о своей религии, экстремистских течениях в современном обществе и о том, как понимать друг друга

Он знает, что возглавляемое им духовное управление мусульман Кировской области, пожалуй, одно из самых бедных по сравнению с теми, что осуществляют свою деятельность в других регионах. “Куда нам до соседних Чувашии, Татарстана и Пермского края, - не без сожаления говорит Муфтий Вятский Габдуннур Хазрат Камалуддин, - в Перми для муфтията выделили здание, землю, планируют открыть медресе...”

Я знаком с ним с первого дня пребывания на Вятской земле. В 1996 году мусульманам в областном центре вернули первый этаж здания  бывшей мечети на улице Труда, 4, в котором тогда располагалась геологическая экспедиция. И начались хождения киров­ских мусульман по мукам.

Спустя 15 лет мы вновь завели беседу о делах житейских, но тема ее стала гораздо шире, разнообразнее, объемнее.

Мечеть на улице Раздерихинской (ныне - Труда) была возведена на средства мусульман в 1909 году, построена по проекту местного архитектора В.М. Дружинина и просуществовала до 1936 года. С установлением советской власти многие храмы разрушили. В здании мечети располагались различные городские службы (в последнее время - геологическая экспедиция).

По словам Г. Камалуддина, в Кировской области проживает около 100 тысяч мусульман, в основном - татары. Самые крупные общины зарегистрированы в Вятских Полянах, Малмыже, Кильмези.

В среде вятских мусульман - азербайджанцы, узбеки, таджики, киргизы, чеченцы, ингуши, выходцы из Дагестана. Это в основном приезжие: занимаются рыночной торговлей, работают на стройках, но кто-то уже и осел здесь.

Есть беженцы из Средней Азии. Пока не работала мечеть, мусульмане собирались на квартирах, где и совершали религиозные обряды.

- Хазрат, за пятнадцать лет кое-что изменилось: продолжается ремонт здания мечети, здесь проходят богослужения, о вас по-прежнему можно сказать: один в поле воин. Почему?

- Я напомню - прежде, чем мечеть передали нам, пришлось пообивать пороги в разные чиновничьих кабинетах на протяжении почти четырех лет. И поначалу служба проходила на первом этаже, на двух других работали геологи. А верующих всегда было много - на улице стояли, мне приходилось даже в микрофон проповеди читать, чтобы их слышали все собравшиеся.

В 2000 году власти приняли решение о возвращении духовному управлению мусульман всего здания. Я работал на общественных началах. Между прочим, у меня до сих пор нет служебного автомобиля (хожу пешком или езжу на общественном транс­порте).

Чтобы побывать в отдаленных южных районах области, необходима какая-то оказия. Как видите, в мечети нет и современной оргтехники. А ремонт до сих пор продолжается на скромные средства верующих (они приходят в свободное время и помогают чем могут, за что я им благодарен).

Кстати, на 100-летие мечети власти подарили нам принтер. Единственный подарок за 15 лет после создания нашего духовного управления. Но мы не жалуемся!

- А как же бизнесмены, предприниматели? Среди них, вероятно, немало и мусульман?

- Психология современных коммерсантов все же земная: они думают о прибыли. Впрочем, они не хотят и проблем с чиновниками. Связано это с теми домыслами вокруг мусульман, которые появляются в том числе и в средствах массовой информации.

- Вы говорите об экстремистских проявлениях в исламе?

- Да. Но такие течения ничего общего не имеют с тысячелетней историей, вековыми традициями, обычаями мусульман. Одна из задач цивилизованного общества - защита и духовных границ государства. Если в общество “проникает” другая, чуждая ему идеология, с ней надо бороться. Вроде бы госчиновники вспоминают об этом, но когда жареный петух клюнет. Начинаются взрывы, теракты, открытые экстремистские выступления - и требуется, скажем так, уже хирургическое вмешательство правоохранительных органов, других силовых структур.

- Но люди же не забудут войну в Афганистане, Северо-Кавказском регионе. Во многом она ассоциируется с мусульманской идеологией...

- Не с мусульманской - с экстремистской, которая ничего общего с нашей религией не имеет! Когда говорят: на Кавказе православных убивают, это неправильно в корне! Там против бандформирований воевали в составе федеральных сил также и исповедующие ислам татары, башкиры, представители народов Дагестана...

В Республике Татарстан, к примеру, как-то создалась очень опасная ситуация, связанная с экстремистскими и ваххабитскими течениями. Но руководство республики вовремя осознало, какими могут быть последствия этого, и не довело настроения до крайнего противостояния. Тогда от занимаемой должности отстранили муфтия. Сейчас местное духовное управление мусульман возглавил человек с традиционными взглядами, пониманием религии, исконно присущей татарам.

У нас, в Кирове, по воле Божьей во главе управления находятся те, кто проповедует традиционное направление в исламе. Известно, что и в нашей области в последние годы не обошлось без террористических проявлений (несколько лет назад был взрыв  на участке газопровода, на подстанции, недавний - рядом с железной дорогой, вблизи режимных объектов). Действовали представители криминальных структур, прибывшие из-за пределов нашего региона. Но это не значит, что надо быть спокойным. Мы активно работаем с мусульманами, особенно молодыми.

- Насколько мне известно, некоторые мусульмане из южных районов нашей области “смотрят” на Казань - там муфтият побогаче и возможностей у них больше.

- Я бы так не сказал. Недавно побывал в тех районах области, где вроде бы официально взоры обращают на соседний регион. Встречался с людьми, беседовал с представителями местной власти. Везде хорошо общаются, нормально встречают...

Но я не могу им ничего предложить. Да, в одной деревне строят мечеть, на которую выделили деньги извне. У меня денег нет, в Кирове мечеть и то не можем восстановить...

- А молодежь? Каковы ее настроения?

- Меня часто спрашивают: почему в Интернете можно найти пропаганду экстремистских направлений? Но я работаю не на “публику”, а с теми, у кого выше духовное сознание, понимание мусульманства без шовинистских и экстремистских настроений. За каждое слово мы отвечаем перед Богом, обществом. Основная масса наших прихожан не воспринимает интернетовскую болтовню.

Конечно, молодые прихожане видят, как к кому-то приезжают разного рода проповедники на “крутых” машинах, с большими деньгами, но в большинстве своем они понимают: не все хорошо, что блестит, и не всякий ринется вдогонку за красивыми посулами, лестью.

- Хазрат, ваше одеяние мусульманина, похоже, до сих пор шокирует некоторых горожан. Неужели они еще не привыкли к этому?

- Не скрою, поначалу подходили, спрашивали: “Кто вы?” Иногда слышал грубости. И все же многие понятия в обществе изменились.

- Измения коснулись ваших отношений с органами власти?

- Приведу один маленький пример. Мы уже несколько лет стараемся получить разрешение на участок земли в Кирово-Чепецке. Нет, нас не унижают, не притесняют, к нам тактично и вежливо относятся во всех чиновничьих структурах. Мы прошли все необходимые инстанции, получили документы. Но участок дали... на отшибе города, а хождения наши так и не закончились.

Помню, как нашу общину не хотели регистрировать. Помог тогдашний руководитель области Василий Десятников. Потом мы работали, как модно сейчас говорить, на имидж, чтобы нас стали просто замечать, куда-то приглашать.

Я от таких встреч не отказываюсь, хотя, когда находишься в одном лице (а у меня в штате никого нет), не всегда это бывает просто найти время для таких мероприятий.

- Я слышал еще и о другом эпизоде. На одном из кировских заводов накануне подписания договора о сотрудничестве между сторонами не стали “клеиться” дела. Тогда пригласили вас...

- Было такое... Тогда приехали иранцы, переговоры зашли в тупик. Не смогли партнеры найти общий язык. И один из руководителей этого предприятия обратился ко мне с просьбой - поучаствовать в переговорах, смягчить ситуацию.

Мы накрыли стол на свои средства, с иностранными гостями говорили о религии, духовности. В общем, дела наладились. А тот руководитель после этого попросил меня написать письмо с просьбой оказать помощь мечети. Письмо я написал, но ответа на него не последовало. Мне лишь позвонил тот же представитель руководства и передал слова генерального директора: “Сколько муфтий истратил на чаепитие, столько ему и верните”. Таких эпизодов было немало. Этот, пожалуй, самый яркий.

- Тем не менее региональное управление мусульман работает. Я нередко вижу вас на встречах с военнослужащими Кировского гарнизона, в исправительных учреждениях...

- Жаль, что не хватает кадров. Впрочем, я уже говорил об этом. Нет духовного училища (лишь в Вятских Полянах есть небольшая школа для мусульман, где преподают “азы” ислама, а выпускники затем продолжают духовное образование в других городах), нет и финансовой поддержки...

В Москве, при правительстве России, имеется фонд развития культуры ислама. С их помощью организуем благотворительную акцию: по согласованию и в рамках договора о сотрудничестве с УФСИН России по Кировской области во все исправительные учреждения будем направлять хорошую мусульманскую литературу.

- В самом начале нашей беседы вы, Хазрат, говорили о так называемых продвинутых региональных духовных управлениях мусульман. А у вятского управления есть перспективы?

- Все зависит от отношения к нам госчиновников. Где-то они работают с мусульманскими общинами, а у нас пока выжидают...

Александр ШИРОКОВ, "Вятский край" № 183 (5031) 4 октября 2011 г.

посмотреть все (7)

Другие статьи и публикации компании:

История строительства Вятской соборной мечети История строительства Вятской соборной мечети
Информация может быть не достоверна
История строительства Вятской соборной мечети
25.02.2011
Наследие булгар Наследие булгар
Информация может быть не достоверна
Посещение древнего Булгара.
25.02.2011
Мусульманские религиозные организации в г. Кирове Мусульманские религиозные организации в г. Кирове
Информация может быть не достоверна
Информация о мусульманских религиозных организациях в г. Кирове
08.04.2011
Сибелгән милләтне кем кайгыртыр? Сибелгән милләтне кем кайгыртыр?
Информация может быть не достоверна
“Милли тормыш һәм дин”. Татар дин әһелләренең II Бөтенрусия форумы.
26.06.2011
Авыл өстендә Коръән моңы Авыл өстендә Коръән моңы
Информация может быть не достоверна
Интервью
16.08.2011
Информация о продавце
  • +7 (8332) 35-00-17
  • 610000, г. Киров, ул. Труда, д.4
Деятельность религиозных организаций
×